Приемы элегантного отказа

ЦИТАТА
Неудачи и отказы – важнейшая составляющая успеха. На ошибках мы учимся, приближаясь к успеху.
Адам Джексон, английский писатель
Последняя глава книги посвящена тому, как красиво отказать в случае нежелательной просьбы. Отказ от выполнения просьб, которые нежелательны для нас, как правило, вызывает страх, сомнения в целесообразности отказа. Что такое нежелательная просьба? Просьба стать поручителем, чтобы взять ипотеку, просьба одолжить денег, просьба потратить свое время и т. п. К нежелательным просьбам мы также относим агрессивные продажи и попытки что-то всучить нам против нашего желания. Как красиво отказать? Возьмите на вооружение описанные далее приемы.

Прием. «Нет»
Суть приема: отказ. После отказа взять паузу, отвести взгляд (но не вниз!) (можно в документы, на экран сотового), перевести разговор на другую тему (с помощью слов «кстати», «между прочим») или применить прием «Отвлечение на бытовую надобность». Предварительно амортизировать.
Типовые ошибки: отсутствие паузы (оппоненту покажется, что вы слишком суетливый и неуверенный, и он продолжит нападать), взгляд в пол или бегающие глаза (можно расценить как состояние «я виноват»), продолжение разговора на ту же тему, которая связана с просьбой («Нет. Займи денег», «Нет. Кстати, займи денег у Максима»).
Возможные варианты ответов
• «Нет» (сказано твердо и уверенно).
• «Простите, нет» (сказано мягко, но уверенно).
• «Я не хочу» (не путать с «Я не могу»).
• «У меня нет полномочий решать этот вопрос».

Прием «Заезженная пластинка»
Суть приема: дать возможность нападающему выпустить пар. В ответ на нападение нужно сформулировать емкую фразу, содержащую важное сообщение (фраза должна быть такой, чтобы ее можно было повторять несколько раз, не нарушая при этом осмысленности разговора, пока сообщение не дойдет до адресата). Фраза используется одна и та же. Интонация тоже одна и та же – нейтральная, отрешенная. Повторить минимум три раза. На побочные темы не отвлекаться. После трех повторений спросить: «Договорились? Хорошо». Прием используется при любых речевых нападениях и нежелательных просьбах.
Типовые ошибки: изменение интонации или слов (это демонстрирует, что вы нервничаете или вас зацепило).
Возможные варианты ответов
• «Мне сейчас некогда…»
• «Я обращу на это свое внимание…»
• «Этот вопрос мы обсудим позже…»
• «Эту просьбу мы обсудим позже…»
• «Я подумаю над этим…»
• «Я вас услышал…»
• «Да, я понял…»
• «Я думаю… (завершаю, доделываю, ухожу…)»
Можно также использовать ответы, приведенные в приемах № 18, 26.

Прием «Ответ на нежелательную просьбу» (или «Принципы»)
Суть приема: поинтересоваться, есть ли у нападающего принципы (договор), как он относится к принципам и принципиальным людям, потом сказать о своем принципе уверенным тоном, после небольшой паузы перевести разговор на другую тему. Главная задача – озвучить свой принцип! Принципы есть у каждого. И даже если оппонент увиливает от прямого ответа «да», помните о том, что просит именно он, а вы работаете только с принципиальными людьми (это ваш принцип).
Возможные варианты ответов
• «У вас есть какие-нибудь принципы в жизни?»
• «А сами вы уважаете принципиальных людей?»
• «Знаете, у меня тоже есть принцип: никогда никому ни при каких обстоятельствах не давать денег в долг (быть свободным от финансовых обязательств; дважды на одни и те же грабли не наступать; стоять за свои интересы; делать сначала важные дела и только потом уже срочные; лучше знать мало, чем знать плохо; работать только за достойное вознаграждение; идти своим путем; утро вечера мудренее)».

Прием «Выражение сомнения в целесообразности совета/требования/просьбы»
Суть приема: заключена в названии. Далее использовать прием «Предлагаю» или перевести разговор на другую тему (с помощью слов «кстати», «между прочим», «к слову»).
Возможные варианты ответов
• «Думаю, что ваше предложение для нас невыгодно (в свою очередь предлагаю)».
• «Полагаю, что использование вашей идеи потребует неоправданных затрат».
• «Считаю, что для нас это неподъемная (неактуальная, несвоевременная) задача (предложение)».

Прием «Цитирование прошлого случая в ответ на совет/требование/просьбу»
Суть приема: указать на негативный опыт прошлого, далее использовать прием «Предлагаю» или перевести разговор на другую тему (с помощью слов «кстати», «между прочим», «к слову»).
Возможные варианты ответов
• «В прошлый раз мы пробовали этот способ – и ничего не вышло».
• «Год назад мы проверяли подобную идею и отклонили ее».
• «Соседи разорились, применяя эту технологию».
• «Я знаю одну семью, они этого не делали и разочаровались последствиями (результатами)».

Прием «Уступка с превышением в ответ на совет/требование/просьбу»
Суть приема: согласиться с просьбой и тут же выдвинуть встречную просьбу, гораздо более существенную (в утвердительной форме). Избегать вопросов, следить за тем, чтобы выдвигалась именно встречная просьба, а не условие («только у меня к тебе…», «если ты мне…», «когда ты…», «после того, как ты…»). Не использовать слова «но», «с удовольствием».
Возможные варианты ответов
• «Да, я не против (я согласен), и у меня к тебе тоже есть просьба (оставь мне машину в залог)».
• «Да, хорошо, тем более что у меня к тебе тоже есть просьба (мне нужен поручитель на ипотеку)».
• «Да, я согласен (под залог недвижимости и 5 % в месяц)».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.